Концепция преподавания курса
Одной из главных задач образования как сферы общественной практики является подготовка молодых поколений к семейной жизни. Главная миссия образования заключается в воспроизводстве «человеческого в человеке», в том числе в формировании тех человеческих качеств, которые необходимы ему в семейной жизни.
Перед современной Россией одной из важных и актуальнейших задач стоит задача преодоления семейно-демографического кризиса. Школьное образование может внести свой существенный вклад в это дело благодаря имеющейся в его арсенале системе психолого-педагогических средств. При этом речь идёт не о замене семьи как базового образовательного института подготовки молодёжи к семейной жизни, а о существенной помощи семье со стороны системы общего образования.
В соответствии с поправками в Конституцию РФ, предложенными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, семья понимается как общность людей, основанная на браке мужчины и женщины.
Это нашло отражение в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» ФГОС, в которой семья признаётся одновременно и традиционным источником нравственности и одной из базовых национальных ценностей России. В ней отмечается, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить «осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству».
Такое воспитание важно в сфере как общественных, так и государственных отношений. Разрушение семьи являются угрозой национальной безопасности России.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в школе должно по форме и содержанию обеспечить понимание школьниками «таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода <…> Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй…».
Образовательный курс «Нравственные основы семейной жизни» призван решить эти задачи.