ПРИНЯТО
на заседании педагогического
совета
МОУ Краснопоселенской
СОШ
Протокол № __ от «___» ________
20__г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ
Краснопоселенской
СОШ
_________________
С.Г.Усанова
«____»
_______________ 200__ г.
|
Положение о
психолого-медико-педагогическом консилиуме
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждениея
Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Красное Поселение
муниципального района Елховский
1. Общие
положения
1.1. Настоящее
положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 51),
Типовым положением об общеобразовательном учреждении (п. 7), Уставом
школы.
1.2. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) — это
совещательный, систематически действующий орган при администрации
школы.
1.3. Основная цель ПМПК — выработка коллективного решения о
содержании обучения и способах профес-сионально-педагогического влияния на
обучающихся. Такие решения принимаются на основе представленных учителями,
классными руководителями, социальным педагогом, медицинским работником
диагностических и аналитических данных об особенностях конкретного учащегося,
группы учащихся или класса.
1.4. В состав ПМПК входят постоянные
участники — заместители директора школы по учебно-воспитательной и
воспитательной работе, педагоги, приглашенные специалисты — врачи, специалисты
территориального отдела образования, правоохранительных органов, администрации
района — в зависимости от специфики рассматриваемого вопроса.
1.5.
Общее руководство деятельностью ПМПК осуществляет заместитель директора по
учебно-воспитательной работе.
2. Принципы
деятельности ПМПК
Основополагающим в работе ПМПК
являются принципы:
— уважения личности и опоры на положительные качества
ребенка. Собеседования с учащимися в ходе заседаний нацелены на распознавание в
одинаковой степени как недостатков развития, так и положительного потенциала
ребенка;
— максимальной педагогизации диагностики, который определяет
приоритет педагогических задач ПМПК и предполагает, что смысл консилиума — в
интеграции психологических и педагогических знаний. Каждая выявленная
особенность развития должна быть последовательно осмыслена с точки зрения
тенденций ближайшего развития и с учетом этого трансформирована в конкретную
воспитательную меру;
— закрытости информации, предполагающий строгое
соблюдение этических принципов участниками ПМПК. Конкретизация и обнаружение
противоречий трудностей развития не должны привести к снижению самооценки
учащегося, углубить проблемы взаимоотношения со сверстниками и учителями. Строго
должна соблюдаться тайна психолого-медико-педагогической диагностики. Информация
о психической патологии, неблагоприятном статусе в коллективе и другие данные,
разглашение которых может повредить ребенку, не подлежат публичному обсуждению
вне заседания ПМПК.
3. Задачи
психолого-медико-педагогического консилиума
3.1. Выявление характера и
причин отклонений в учении и поведении учащихся, обобщение причин
отклонений.
3.2. Практическое решение проблемы предупреждения школьной
дезадаптации учащихся.
3.3. Принятие коллективного решения о специфике
содержания образования и обучения для ученика (группы учеников).
3.4.
Разработка плана совместных психолого-медико-педагогических мероприятий в целях
коррекции образовательного процесса.
3.5. Консультации в решении
сложных, конфликтных ситуаций.
4. Функции
психолого-медико-педагогического консилиума
4.1. Диагностическая
функция:
— распознание причин и характера отклонений в поведении и
учении;
— изучение социальной ситуации развития ученика, его положения в
коллективе;
— определение потенциальных возможностей и способностей
учащегося.
4.2. Реабилитирующая функция:
— защита интересов
ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные или семейные
условия;
— выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей
ученика;
— выбор наиболее оптимальных форм обучения, коррекционного
воздействия;
— выработка рекомендаций по медицинской реабилитации
учащихся;
— семейная реабилитация: повышение статуса ребенка в глазах
родителей, повышение его ценности как члена семьи; выработка рекомендаций для
эффективных занятий с ребенком, развития его потенциальных возможностей методами
семейного воспитания; запрещение или предупреждение методов психического и
физического воздействия на ребенка.
4.3. Воспитательная функция:
—
разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся «группы
риска»;
— интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива,
родителей и сверстников на ученика.
5. Организация
деятельности психолого-медико-педагогического
консилиума
5.1. Заседания ПМПК
проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических
материалов, необходимых для решения конкретной психолого-медико-педагогической
проблемы.
5.2. Заседание ПМПК может быть созвано его руководителем в
экстренном порядке.
5.3. Заседания ПМПК оформляются
протоколом.
5.4. Организация заседаний проводится в два этапа:
—
подготовительный: сбор, обобщение диагностических, аналитических данных,
формирование предварительных выводов и рекомендаций;
— основной: обсуждение
аналитических данных и предварительных выводов, выработка коллективных
рекомендаций.
6. Обязанности
участников ПМПК
Участники
|
Обязанности
|
Руководитель (председатель) ПМПК —
заместитель директора школы
|
— организует работу ПМПК;
— обеспечивает систематичность заседания; — формирует состав
участников для очередного заседания; — формирует состав учащихся,
которые обсуждаются или приглашаются на заседание; — координирует
связи ПМПК с участниками образовательного процесса, структурными
подразделениями школы; — контролирует выполнение рекомендаций
ПМПК |
Классный руководитель
|
— организуют сбор
диагностических данных на подготовительном этапе; — обобщают,
систематизируют полученные диагностические данные, готовят
аналитические материалы; формулируют выводы, гипотезы; —
вырабатывают предварительные рекомендации; — дают характеристику
неблагополучным семьям; — предоставляют информацию о
социально-педагогической ситуации в
микрорайоне |
Учителя, работающие
в классах
|
— дают развернутую
педагогическую характеристику на ученика по предлагаемой форме; —
формулируют педагогические гипотезы, выводы, рекомендации
|
Медицинский работник
|
— информирует о состоянии
здоровья учащегося; — дает рекомендации по режиму жизнедеятельности
ребенка; — обеспечивает и контролирует направление на консультацию
к медицинскому специалисту (по рекомендации консилиума либо по мере
необходимости) |
7. Документация и отчетность
ПМПК
7.1. Протоколы заседаний ПМПК хранятся в
делопроизводстве заместителя директора по учебно-воспитательной
работе.
7.2. Рекомендации ПМПК доводятся до администрации на
совещаниях при директоре, затем выносятся на педагогические советы, оперативные
совещания с педагогическим коллективом, заседания
МО.